Исповедь — это то Таинство, которое дает нам возможность положить начало новой жизни.
Таинства Исповеди и Причащения ведут нас через всю жизнь к вечности, без них немыслимо бытие христианина. К ним мы приступаем раз за разом. Так что рано или поздно имеем все же возможность задуматься: а правильно ли мы к ним готовимся? И понять: нет, скорее всего, не совсем. Поэтому разговор об этих Таинствах представляется нам очень важным.
Исповедь (Таинство покаяния) – Таинство Православной Церкви, в котором искренне исповедующий грехи свои при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается от грехов Самим Богом. Принимает Исповедь священник или архиерей.
Исповедь — это второе Крещение. При Крещении мы рождаемся водою и Духом Святым, при покаянии мы возрождаемся слезами и Духом Святым, который омывает грех. Грех – это грязь. Так вот, Исповедь есть баня, омывающая душу от этой грязи духовной. Грех есть яд для души. Так вот, Исповедь есть лечение отравленной души, очищение ее от яда греха. Чтобы смыть грязь, нужен внешний источник чистой воды, а чистая омывающая вода для души и есть благодать Божия. Источник, откуда изливается вода – Церковь Христова. Процесс омовения – Таинство Исповеди.
Подобную же аналогию можно провести, если смотреть на грех как на болезнь. Тогда Церковь – это больница, а Исповедь – лечение болезни. Причем саму Исповедь в этом примере можно рассматривать как операцию по удалению опухоли (греха), а последующее за ней Причастие Святых Даров – Тела и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии – как послеоперационную терапию по заживлению и восстановлению организма (души).
Исповедоваться надо учиться. Никогда не надо забывать, что нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного, т.е. нет такого греха, который бы Господь не простил, если человек в нем искренне кается. Все наши грехи, большие и малые — камень, брошенный в море милосердной любви Божией. Погибнет лишь тот, кто сам хочет погибели.
Грехи — это конкретные события. Если человек пришел на Исповедь впервые — совершенно очевидно, что ему надо исповедаться за всю прошедшую жизнь. Но мы рассказываем не всю свою жизнь, а только то, что является грехом. Начиная с того возраста, когда мы уже можем отличать добро от зла — и до того момента, как мы решили, наконец, исповедаться.
Если Вы идете на Исповедь в первый раз, Вам лучше всего поставить перед собой задачу: исповедаться в самых тяжелых, самых мучительных грехах. Конечно же, это может быть психологическим барьером (впервые прийти и при священнике, то есть при свидетеле, сказать Богу о своих грехах — это нелегко). Но этот барьер необходимо преодолеть. Кроме того, человек не всегда понимает, что есть грех. К сожалению, даже не все люди, живущие церковной жизнью, знают и хорошо понимают Евангелие. А кроме как в Евангелии, ответа на вопрос, что есть грех, а что есть добродетель, нигде, пожалуй, не найдешь. В окружающей нас жизни многие грехи стали, увы, привычным явлением. И, зачастую, мы их уже и как грехи не воспринимаем… Осознание своих грехов приходит к каждому человеку постепенно, шаг за шагом, по мере его духовного взросления. И в этом тоже заложена Божия милость к нам, грешным.
Исповедь — это то Таинство, которое дает нам возможность положить начало новой жизни. Мы покаялись в совершенных грехах, и с этого момента наша жизнь началась заново. Мы вновь становимся чистыми перед Богом, как после Таинства Крещения. Это и есть то чудо, которое в Таинстве Исповеди совершается. Вот почему каяться нужно всегда. Недаром после Исповеди христианин ощущает особую радость и легкость, особый духовный подъем, как будто крылья за спиной вырастают.
О сколь милосерден и любвеобилен Господь! Он готов все и всем простить и терпеливо ждет нашего обращения, нашего искреннего покаяния. Не количество грехов и тяжесть их губит нас, а нераскаянное житие наше. Губит нас то, что мы откладываем свое покаяние, как говорится, в долгий ящик.
При этом следует помнить, что Покаяние — это не просто раскаяние, но и перемена жизни. После Исповеди мы должны измениться и уже больше таких грехов не повторять. Или хотя бы стараться не повторять, стремиться к этому. Для этого нам нужны силы. Духовную силу мы черпаем в храме, в Таинстве Святого Причащения. А если все-таки снова упали, то нужно снова покаяться, причаститься и снова идти вперед — по пути к Истине и Царствию Небесному. И так всю жизнь, пока живем на земле…
К сожалению, у каждого из нас много грехов. И чем дольше мы живем без покаяния, тем больше их накапливается. Но пока длится жизнь, остается надежда, и мы не должны отчаиваться. На небесах всегда радость. Но более всего — о кающихся грешниках. «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (от Луки, 15 глава 7 стих).
В нашем #храме Таинство Исповеди совершается ежедневно в 7:50 (молитвы перед Исповедью читаются непосредственно перед началом Божественной Литургии). Если Вы пришли на Исповедь впервые в жизни, попросите дежурного по храму или прихожан подсказать Вам, где именно она проходит. Хорошо предупредить и самого священника, что Вы исповедуетесь в первый раз – тогда он сможет уделить Вам больше времени и ответить на все Ваши вопросы. С этой же целью для первой в жизни Исповеди лучше выбрать будний день, когда в храме не так много прихожан, и у Вас будет возможность, не спеша, рассказать обо всем, что Вас мучает и тяготит Вашу душу.
Дорогие друзья! Мы всегда рады видеть Вас в духовной колыбели Мордовии — старейшем Иоанно-Богословском соборе города Саранска, в месте особой духовной наполненности, где приходили к вере, крестились, венчались, причащались, вели духовную жизнь, а также провожали своих близких в мир иной, многие поколения православных христиан.
Храни Вас Господь!