Постимся постом приятным, благоугодным Господеви…
Итак, дорогие друзья, с сегодняшнего дня мы с вами вступаем в период Петрова поста…
Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы.
Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия.
Как появился Петров пост? Если мы откроем Апостольское предание святого Ипполита Римского (это памятник III века), то в нем будет интересно сказано, откуда произошел Петров пост: «Если некий человек не смог поститься на Страстную седмицу – не смог поститься перед Пасхой, то да постится неделю спустя после Пятидесятницы». Смысл правила очень простой. В те времена, в III в., не было ещё общей для всех христиан традиции празднования Пасхи. Египетская церковь праздновала Пасху по своему календарю, Римская – по своему, Малоазийские церкви – по другому календарю. Каждый высчитывал Пасху по-своему. И это давало повод язычникам оскорблять христиан: «Как же, ваш главный праздник, а вы не знаете, когда это случилось!».
И люди в разнопразднование Пасхи, если перемещались из одной страны в другую, то иногда оставались в некотором смысле без Пасхи, без поста, без сострастия Господу.
С другой стороны, тогда ведь не было газет, не продавались календари с расписанием всех праздников, не было радио и телевидения. И люди, живущие в глуши, разделенные расстояниями, часто просто не знали толком, когда именно Пасха. В чужом городе и общину-то христианскую трудно было найти. В какой пещере, в каких катакомбах (особенно во времена гонения христиан) она находится?
Потому, кто не мог попоститься перед Пасхой, постился неделю спустя после Пятидесятницы.
Позже, в IV веке, I Вселенский Собор принял единую дату празднования Пасхи для всех – традиция Римской церкви была распространена на все остальные. И опять, со временем, христиане стали поститься после Пятидесятницы. А если один постится, как же рядом-то с ним не поститься? Опять солидарность.
Подобные истории были связаны и с Успенским постом, и с Рождественским. Очень важно понимать, что церковные посты – это не просто личный подвиг каждого из нас, а это подвиг нашей соборности, подвиг нашей солидарности, когда мы ощущаем друг друга сугубо связанными.
После Праздника Пятидесятницы и Дня Всех святых мы вступаем в Петров пост, чтобы дано нам было благодатно узнать, что мы принадлежим Святой Соборной и Апостольской Церкви. И можем приобщиться крестной любви Христовой, взирая на подвиг апостолов Петра и Павла. «… подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16), – говорит нам апостол Павел.