Чтобы поданная вами в Алтарь поминальная записка была прочитана внимательно и без ошибок, помните правила…
Если вы хотите, чтобы поданная вами в Алтарь поминальная записка была прочитана внимательно и без ошибок, помните правила:
1. Пишите четким, понятным почерком, лучше — печатными буквами.
2. Озаглавьте ее — «о здравии» или «о упокоении».
3. Имена пишите в родительном падеже (вопрос «кого»?).
4. Ставьте полную форму имени, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а Сергия).
5. Узнайте церковное написание имен, данных вашим близким при Крещении (например, не Полины, а Пелагеи; не Артема, а Артемия; не Юрия, а Георгия). Иногда церковное имя вообще не совпадает с именем в паспорте — тогда правильно указывать в записке именно церковное имя.
6. Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона), перед именами монахов — монашеский статус («инока»/»инокини», «монаха»/»монахини»).
7. Ребенок до 7 лет обычно называется младенцем, от 7 до 14 лет — отроком (отроковицей). В то же время, ничего страшного не произойдет, если вы не упомянете о возрасте и укажете только имя — Господь знает всех, кого вы хотите помянуть.
8. Не надо указывать лишние сведения: фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам.
9. Допускается включение в записку слов «воина», «болящего». Однако, это совершенно не обязательно, ибо Господь лучше нас знает о нас самих и о наших близких.
10. Ни в коем случае не следует писать в записках: «заблудшего», «страждущего», «озлобленного», «учащегося», «скорбящего», «девицы», «вдовицы» и т.п. Все это совершенно излишняя информация, которая к тому же может не соответствовать действительности.
11. В заупокойных записках можно отметить «новопреставленного» (в течение 40 дней после кончины). Иногда отмечают «убиенных». Но это также не обязательно.
12. За тех, кого Церковь прославила в лике святых (преподобных, блаженных, святителей и т.д.), молиться уже не нужно — они уже пребывают в Царствии Божием.
О здравии и о упокоении поминают только лиц, крещенных в Православной Церкви. Подавать в храм записки об иноверцах, инославных, некрещенных, а также о самоубийцах нельзя.
В нашем храме на Литургию можно подать записки:
На обедню — так в народе называют Литургию вообще, и поминовение за ней в частности. Такие записки прочитывают священно- и церковнослужители перед Святым Престолом. Также на проскомидии (первой части Литургии) за каждое имя, указанное в записке на обедню, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых.
На заказную ектению — «велегласное» поминовение, то есть во всеуслышание. Его обычно совершает диакон (либо священник) во время Сугубой ектении, которая читается перед открытыми Царскими вратами. Имена, указанные в записках на ектению, поминаются также, как и на обедню (с выниманием частиц из просфор), но с добавлением дополнительной «велегласной» молитвы с особым прошением (о болящих, о путешествующих, о беременных, о страждущих недугом пьянства, о заключенных и т.д.).
И на обедню, и на заказную ектению можно подавать записки как о здравии, так и о упокоении.
Также можно подать записки:
— о здравии на молебен или акафист (отдельные службы, совершаемые до или после Литургии, либо на вечернем богослужении);
— о упокоении на панихиду (особое поминовение об усопших).